Электронные регуляторы напряжения. Простые регуляторы напряжения для начинающих
Лабораторный автотрансформатор практически незаменим для ремонта и наладки электронной аппаратуры. Однако наличие гальванической связи с сетью повышает риск поражения электрическим током или выхода из строя измерительной аппаратуры, используемой при настройке. Предлагаемый электронный регулятор позволяет минимизировать эти риски и сделать процесс налаживания устройств более безопасным и удобным.
Электронный регулятор позволяет изменять напряжение на нагрузке в диапазоне от 0 до 255В с шагом в 1В. Напряжение на нагрузке измеряется с разрешением 0,1В и выводится на семисегментные индикаторы. Максимальный ток в нагрузке ограничивается применяемым силовым трансформатором и сечением проводов его обмоток, в данном случае он равен 3А.
Электрические принципиальные схемы платы управления регулятора напряжения и силовой части регулятора представлены ниже.
Регулирование напряжения осуществляется за счёт коммутации вторичных обмоток трансформаторов Т1 и Т2 с помощью реле К1…К8. Напряжение на обмотке II трансформатора Т1 равно 1В, на каждой последующей обмотке значения напряжения удваиваются, достигая значения 128В на обмотке III трансформатора Т2, иными словами, уровни напряжений представляют собой ряд последовательных степеней числа «2» – двоичный ряд. Микроконтроллер DD1 подаёт двоичный код, соответствующий требуемому выходному напряжению, на ключи VT6…VT13, которые управляют реле К1…К8. Младший разряд числа соответствует реле К1, старший – К8. Допустим, необходимо получить на выходе напряжение, равное 173В. Число 173 в двоичном коде представляется как 10101101, таким образом, будут включены реле К8, К6, К4, К3, К1, которые скоммутируют обмотки с напряжениями 128В, 32В, 8В, 4В, 1В последовательно друг с другом, что в сумме составит как раз 173В.
Установка выходного напряжения осуществляется кнопками SB1…SB6. После включения регулятора в ячейке памяти, где хранится значение установленного напряжения, заносится 0. Функциональное назначение кнопок следующее:
SB1 – увеличение выходного напряжения на 1В;
SB2 – уменьшение выходного напряжения на 1В;
SB3 – увеличение выходного напряжения на 10В;
SB4 – уменьшение выходного напряжения на 10В;
SB5 – увеличение выходного напряжения на 100В;
SB6 – уменьшение выходного напряжения на 100В;
Перед установкой нового кода напряжения реле К1…К8 отключаются на время около 16мс. Несмотря на то, что время выключения реле, как правило, в 2 раза меньше времени включения, при размыкании контактов под нагрузкой возникает дуга, за счёт которой время полного отключения нагрузки увеличивается, а такой эффект может привести к броску напряжения на нагрузке в момент смены кода.
Подключением/отключением нагрузки к регулятору управляет МК DD1 при помощи кнопки SB7, ключей VT14…VT16 и реле К9, начальное состояние – отключено, включенное состояние индицируется светодиодом HL2. Ключи VT14…VT16 управляются двумя линиями порта МК DD1 – PC5, активный уровень «0», и PC6, активный уровень «1». Такое управление уменьшает вероятность непроизвольного срабатывания реле в момент включения/отключения регулятора или сброса контроллера.
Элементы C2 и R4 необходимы для гашения дуги между контактами реле при отключении нагрузки, имеющей индуктивный характер. Кроме этого, они способствуют уменьшению пускового тока устройств, содержащих выпрямители (импульсные БП), за счёт частичного предварительного заряда сглаживающего конденсатора последних, что предотвращает залипание контактов реле К9 в момент включения.
Выпрямление выходного напряжения для последующего измерения осуществляется с помощью элементов DA1, R1…R4, R6…R9, VD2,VD12, C3, C6, C8 на плате реле. Резисторы R1…R4 образуют делитель напряжения, диод VD2 шунтирует отрицательную полуволну напряжения, конденсатор C3 – фильтрующий. Однополярное включение ОУ DA1 не позволяет в отсутствие сигнала на входе получить нулевое напряжение на выходе. Для решения этой проблемы в цепь ООС DA1 включен диод VD12, напряжение падения на котором больше, чем минимальное напряжение на выходе 1 DA1. Конденсатор C8 интегрирует положительные полуволны напряжения, резистор R8 развязывает выход ОУ от ёмкостной нагрузки, а конденсатор C6 обеспечивает высокочастотное шунтирование.
Для проведения измерений применяется метод преобразования напряжения в частоту, внутренний АЦП МК DD1 не применяется. Измерительная часть состоит из интегратора, собранного на элементах DA1, R3, R4, C8, VT1, компаратора DA3 и работает следующим образом. В момент запуска преобразования микроконтроллер DD1 закрывает транзистор VT1. Одновременно с этим программа разрешает работу счетного регистра TCNT1 от тактовой частоты контроллера, деленной на 8, что составляет 1 МГц. Элементы DA1, R3, R4, образующие источник стабильного тока, заряжают конденсатор C8. Компаратор DA3 сравнивает линейно нарастающее напряжение на выв. 2 с измеряемым напряжением на выв.3, и, как только нарастающее напряжение станет больше измеряемого, на выв.1 DA2 установится низкий логический уровень. Спадающий фронт на выв. 20 контроллера DD1 приведет к записи в регистр захвата ICR1 содержимого счетного регистра TCNT1, запрос на прерывание по событию «захват» и вызов подпрограммы обработки прерывания. Подпрограмма открывает транзистор VT1, разряжая конденсатор C8, преобразует насчитанное счётчиком значение (количество подсчитанных тактов пропорционально измеряемому напряжению) в десятичную форму и выводит это значение на индикатор HL1.
Стабилитрон VD1 обеспечивает ограничение напряжения на выв. 3 относительно линейно нарастающего напряжения на выв. 2 компаратора DA3, гарантируя спадающий фронт на выв. 20 DD1, а значит, прерывание по событию «захват». Это ограничение необходимо в ситуации, когда измеряемое напряжение превышает установленное программой максимальное значение, в данном случае 499,9В. Превышение измеряемого напряжения 499,9 В приведёт к мерцанию индикатора с частотой 1 Гц и отображению числа «4999».
Если на выв. 3 компаратора DA4 присутствует нулевое значение напряжения, то отрицательного перепада на выв. 20 DD1 не произойдёт, поскольку уровень напряжения на выв. 2 будет заведомо больше. В этом случае произойдёт переполнение счётчика TCNT1, и будет вызвана подпрограмма обработки прерывания по событию «переполнение», которая выведет на индикатор значение «0.0».
Конденсатор C11 необходим для подавления выброса при переключении компаратора DA3, что приводит к преждевременному возникновению прерывания по событию «захват».
Ниже представлены схемы расположения и печатные платы блока управления и силовой части регулятора соответственно. В архиве прилагаются чертежи печатных плат в формате ACAD.
Фотографии собранных плат:
Управляющая программа написана на ассемблере. Настройка фьюз-битов показана ниже, где галочка означает, что бит запрограммирован – равен нулю, а пустой квадрат – нет.
Программирование МК DD1 осуществляется через 10-ти контактный разъём XP1 по интерфейсу ISP, при этом на плату управления регулятора необходимо подать питание +12В. После того, как МК запрограммирован, при включении питания на индикатор HL1 в течении 1с выводится число «2816», после чего МК переходит в рабочий режим, и индицирует напряжение, измеренное на выходе. Для настройки измерительных цепей регулятора на вход «+Uвып» и «GND» от внешнего источника питания подаётся напряжение +4,500В…+4,800В, которое контролируется вольтметром. Подстройкой резистора R4 на индикаторе HL1 добиваются показаний, идентичных внешнему вольтметру. Далее внешний источник питания отсоединяется, и вход «+Uвып» платы регулятора соединяется с «GND». Возможна индикация значения, отличного от нуля, из-за задержек переключения, напряжения смещения нуля компаратора DA2 или ненулевого сопротивления сток-исток транзистора VT1. Для исключения этой погрешности предусмотрена программная компенсация измеренного напряжения.
Вход в режим коррекции осуществляется нажатием кнопки SB8. Индикатор HL1 начнёт мигать с частотой 1Гц, отображая при этом текущее измеряемое значение. В этом режиме каждое нажатие кнопки SB1 увеличивает константу, которая вычитается из измеренного значения напряжения, на единицу, а нажатие кнопки SB2 – уменьшает. Результат коррекции выводится на индикатор, позволяя осуществлять регулировку в режиме реального времени. После программирования МК в ячейках памяти EEPROM по всем адресам находятся значения, равные 0хFF, поэтому при первом запуске режима коррекции ячейку, в которой содержится константа, следует обнулить, нажав кнопку SB4. После нажатия на индикаторе появится значение измеряемого напряжения.
Выход из режима коррекции происходит при повторном нажатии кнопки SB8, при этом значение константы записывается в энергонезависимую память МК DD1. После этого на регулятор вновь подаётся напряжение +4,500В…+4,800В, и дополнительной подстройкой резистора R4 добиваются нужных показаний измеряемого напряжения.
Окончательная настройка сводится к установке индицируемого напряжения на индикаторе HL1 в соответствии с переменным напряжением на выходе регулятора, которое контролируется внешним вольтметром. Установка измеряемого напряжения устанавливается резистором R3 на плате реле, при этом на выходе устанавливается максимальный уровень в 255В.
Допустимая мощность нагрузки регулятора полностью зависит от характеристик трансформаторов Т1 и Т2 и реле К1…К9. Использовать 2 трансформатора не обязательно, будет достаточно и одного, но из-за большого количества витков во вторичных обмотках разместить их на одном магнитопроводе будет затруднительно.
Оба трансформатора намотаны на тороидальных сердечниках, поскольку тороидальные трансформаторы обладают более низким током покоя, практически бесшумны при работе, имеют меньший вес и габариты, чем трансформаторы, намотанные на «П» и «Ш» -образных сердечниках.
Все обмотки намотаны проводом диаметром 1,06мм, типоразмер сердечника – D=117мм, d=58мм, h=55мм. Количество витков указано в таблице ниже.
Если регулятор предполагается использовать для питания низковольтных, но потребляющих значительный ток устройств, обмотки от 1В до 16В имеет смысл мотать проводом большего сечения, нежели остальные.
Острые края тора, во избежание прокалывания изоляции у провода во время намотки, необходимо скруглить шлифмашиной или напильником, после чего наклеить на торцы шайбы из плотного картона, имеющие больший внешний диаметр, и меньше внутренний, чем у тора, на 5-7 мм. После этого тор обматывается лакотканью или киперной лентой, но если их не окажется под рукой, можно воспользоваться узким бумажным малярным скотчем.
Отводы от обмоток трансформатора лучше всего делать из гибкого и разноцветного многожильного провода, одножильный может сломаться из-за частых перегибов во время намотки, а разные цвета у обмоток помогут быстрее разобраться, какое напряжение у последних. Чтобы не перепутать фазировку при окончательном монтаже устройства, желательно сразу отмечать начало и конец обмоток. Сами обмотки пропитываются шеллаком, слои изолируется друг от друга.
Крепёжные элементы для тороидов показаны ниже, прижимная шайба изготовлена из стеклотекстолита толщиной 3мм.
В качестве прокладки между трансформаторами и корпусом регулятора используются полиуретановые мебельные подпятники.
Микроконтроллер DD1 ATmega16L можно заменить на ATmega16, резисторные сборки DR2, DR3 заменить обычными резисторами, объединив 8 выводов в один и подключив к цепи +5В. Сборка DR1 представляет собой 8 отдельных чип резисторов типоразмера 1206. Стабилизатор DA1 LM7812CV установлен на алюминиевой пластине размером 100х45 мм и толщиной 5 мм. Номиналы дугогасящей цепочки C2, R4, в зависимости от типа нагрузки, могут отличаться от указанных на схеме, возможно, их придётся пересчитать под собственные нужды. От этой цепочки можно отказаться, если вместо реле К9 использовать реле с дугогасительным магнитом.
Корпус регулятора собран из алюминиевых пластин толщиной 2мм скреплённых между собой алюминиевым уголком 15х15мм.
Фотографии собранного устройства:
При работе с регулятором, несмотря на отсутствие гальванической связи с сетью 220В, не следует забывать о технике безопасности, поскольку уровень напряжения, способный достигнуть на выходе 255В, опасен для жизни. Кроме того, при наличии элементов C2 и R4, на выходе регулятора будет присутствовать напряжение, даже если контакты реле К9 разомкнуты.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Плата управления | |||||||
DD1 | МК AVR 8-бит | ATmega16 | 1 | В блокнот | |||
DA1 | Линейный регулятор | LM317 | 1 | В блокнот | |||
DA2 | Линейный регулятор | LM7805CT | 1 | В блокнот | |||
DA3 | Компаратор | 1 | В блокнот | ||||
VT1 | Полевой транзистор | КП505А | 1 | В блокнот | |||
VT2-VT5, VT14 | Биполярный транзистор | C945 | 5 | В блокнот | |||
VT6-VT13, VT15,VT16 | Биполярный транзистор | 2N2222A | 10 | В блокнот | |||
VD1 | Стабилитрон | на 9.1В | 1 | В блокнот | |||
VD2 | Выпрямительный диод | 1N4148 | 1 | В блокнот | |||
С1, С4 | 470 мкФ | 2 | В блокнот | ||||
С2, С3, С7, С9 | Конденсатор | 1 мкФ | 4 | В блокнот | |||
С5, С10 | Конденсатор | 22 пФ | 2 | В блокнот | |||
С6 | Электролитический конденсатор | 220мкФ | 1 | В блокнот | |||
С8 | Конденсатор | 2.2 мкФ | 1 | В блокнот | |||
С11 | Конденсатор | 150 пФ | 1 | В блокнот | |||
R1 | Резистор | 1 МОм | 1 | В блокнот | |||
R2, R22, R25, R26 | Резистор | 10 кОм | 4 | В блокнот | |||
R3 | Резистор | 510 Ом | 1 | В блокнот | |||
R4 | Подстроечный резистор | 100 Ом | 1 | В блокнот | |||
R5-R12, R23 | Резистор | 2 кОм | 9 | В блокнот | |||
R13-R20 | Резистор | 150 Ом | 8 | В блокнот | |||
R21 | Резистор | 1 кОм | 1 | В блокнот | |||
R24 | Резистор | 330 Ом | 1 | В блокнот | |||
DR1 | Резисторные сборки | 10 кОм | 1 | В блокнот | |||
DR2,DR2 | Резисторные сборки | 2.7 кОм | 2 | В блокнот | |||
ZQ1 | Кварц | 8 МГц | 1 | В блокнот | |||
HL1 | Индикатор | E40561 | 1 | В блокнот | |||
HL2 | Светодиод | 1 | В блокнот | ||||
SB1-SB8 | Кнопка | Без фиксации | 8 | В блокнот | |||
Силовая часть | |||||||
DA1 | Операционный усилитель | LM358N | 1 | В блокнот | |||
DA2 | Линейный регулятор | LM78L12 | 1 | В блокнот | |||
VD1 | Диодный мост | GBU606 | 1 | В блокнот | |||
VD2 | Диод Шоттки | 1N5817 | 1 | В блокнот | |||
VD3-VD11 | Выпрямительный диод | FR107 | 9 | В блокнот | |||
VD12 | Выпрямительный диод | 1N4148 | 1 | В блокнот | |||
С1, С4 | Электролитический конденсатор | 2200мкФ 25В | 2 |
Многие автолюбители доступными им средствами стремятся улучшить работу различных узлов своей машины. Немалую помощь в этом оказывает им электроника. Взять хотя бы разнообразные системы электронного зажигания, о которых «М-К» не раз уже рассказывал. Сегодня мы предлагаем владельцам «Жигулей» и «Запорожцев» построить несложный электронный регулятор напряжения (ЗРН), сконструированный харьковчанином Б. Крутаковым.
У него отсутствуют механически размыкаемые электрические контакты, в момент запуска генератор не нагружает двигатель и аккумулятор. Тем самым облегчается запуск мотора заводной ручкой при слабо заряженном аккумуляторе. Применение подобного устройства исключает импульсные перенапряжения в бортовой сети, оно не создает помех радиоприему. Кроме того, ЗРН позволяет контролировать систему давления масла.
Устройство имеет четыре вывода imolodec.com для подключения и системе электропитания автомобиля (см. принципиальную схему): «ДДМ» – к датчику давления масла, «15» – н положительному полюсу бортовой сети, «67» – к обмотке возбуждения генератора, «М» – к массе автомобиля (минусу источника питания).
Работает устройство следующим образом. Когда включают зажигание (S1), через клемму «15» поступает положительное напряжение на резисторный делитель R1, R2, к которому подсоединен стабилитрон V1, выполняющий функции порогового элемента. Приложенное к стабилитрону напряжение ниже уровня его отпирания – тон базы транзистора V2 отсутствует: полупроводниковый триод заперт. Однако транзисторы V3-V5 остаются закрытыми, поскольку давление масла у неработающего двигателя отсутствует и контакт S2 датчика давления масла замыкает коллекторную цепь V2 на массу автомобиля (через клемму «ДДМ»). Ток в обмотке возбуждения генератора отсутствует (в штатном регуляторе напряжения в этом случае протекает тон около 2,5 А), о чем сигнализирует лампа Н1 давления масла. Такое состояние ЭРН сохраняется до тех пор, пока после запуска двигателя давление масла не вызовет размыкания контакта S2.
Теперь на коллектор V2 через погасшую лампу Н1 подается положительное напряжение н транзисторы V3, V4 проводят ток. В результате транзистор V5 открывается, и через разъем «67» в обмотку возбуждения (OB) генератора Г1 поступает питание от аккумуляторной батареи GB1. Генератор начинает заряжать аккумулятор GB1. По мере возрастания оборотов двигателя (генератора) и увеличения заряда батареи напряжение бортовой сети повышается. Одновременно возрастает и напряжение, приложенное к стабилитрону V1. Как только оно превысит напряжение отпирания V1, возникает базовый ток транзистора V2 и он начнет открываться, а транзисторы V3 – V5 закрываться, уменьшая тем самым ток в обмотке возбуждения до 0,5-0,7 А: напряженке и тон, отдаваемый генератором в бортовую сеть и аккумулятор, падают.
Когда нагрузка возрастает (например, при включении осветительных приборов), потребление тока увеличивается, напряжение сети снижается, транзистор V2 слегка закрывается и ток, протекающий через полупроводниковый триод V5 по обмотке возбуждения, возрастает. Генератор отдает больший ток в бортовую сеть автомобиля, поддерживая постоянным напряжение в ней. К примеру, в автомобиле «Жигули» при полностью включенных осветительных приборах, на малых оборотах двигателя через транзистор V5 и обмотку возбуждения протекает ток около 1,5 А. С увеличением оборотов он снижается до 0,9 А. Рассеиваемая на транзисторе V5 мощность может достигать 8 Вт.
В случае применения ЭРН включение сигналов поворота вызывает большие изменения тока возбуждения генератора, чем при штатном регуляторе напряжения. Это указывает на то, что ЭРН успевает «следить» за всеми изменениями нагрузки бортовой сети автомобиля, не вызывал существенных перенапряжений на обмотке возбуждения, имеющей большую индуктивность. Объясняется это тем, что в момент запирания транзистора V5 ЭДС обмотки возбуждения приложена к его эмиттеру в отрицательней полярности, не допускающей резкого запирания V5. Тем самым не происходит перенапряжения коллектора и надежность работы выходного транзистора возрастает.
Сопротивления резисторов R1 и R2 подобраны из расчета, чтобы ЭРН поддерживал напряжение на аккумуляторе (в бортовой сети электропитания автомобиля) равным 13,5-13,8 В независимо от изменения нагрузки. При таком напряжении аккумуляторная батарея не заряжается выше допустимой нормы, не «выкипает» электролит. Чтобы повысить напряжение генератора, достаточно уменьшить сопротивление резистора R2 или R4 до 1 кОм.
Проверяют исправность ЭРН, измеряя напряжение на клеммах «15» и «67». При включенном зажигании и неработающем двигателе напряжение на первой такое же, как и у аккумулятора, а на второй оно равно 0 В. Когда двигатель работает, напряжение на клемме «15» при любых оборотах должно составлять 13,8-14,2 В (в зависимости от настройки ЭРН).
В электронном регуляторе напряжения в качестве элемента V5 допустимо применить транзисторы серии КТ803, KT805, КТ817. а вместо двух полупроводниковых триодов V3 и V4 можно установить один n-p-n проводимости с током коллектора не менее 150 мА и напряжением’ на нем выше 15 В (например. серии КТ503, КТ815). Транзистор V2 (КТ315А) можно заменить на КТ312Б, В. Стабилитрон Д818Г заменяет аналогичный прибор марки Д814Б, Д818Д или Д818Е.
Элементы ЭРН размещены на плате, изготовленной из одностороннего фольгированного стеклотекстолита методом прорезания фольги на токопроводящие участки. Контактные лепестки разъема изготовлены из листовой латуни. Через отверстия в них плату крепят к гетинаксовому кронштейну (основание ЭРН). Два других отверстия служат для установки радиатора транзистора V5, Радиатор – ребристый, размером 35 40×45 мм. Сверху к нему привинчен пластмассовый корпус от штатного регулятора напряжения с вентиляционными отверстиями в нижней и верхней частях боковых стенок. Можно использовать и любой другой контейнер с близкими размерами.
При виходе из строя контрольной лампы или датчика давления масла транзисторы V3-V5 запираются и загорается лампа контроля генератора. К такому же результату приводит снижение давлення масла ниже нормы. Тем самым уменьшается возможность работы двигателя с неисправной системой смазки.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
, чтобы сообщить нам.
Электромеханический, в котором с помощью вибрирующих контактов изменяется ток в обмотке возбуждения генератора переменного тока. Работа вибрирующий контактов обеспечивается таким образом, чтобы с ростом напряжения бортовой сети уменьшался ток в обмотке возбуждения. Однако вибрационные регуляторы напряжения поддерживают напряжение с точностью 5-10%, из-за этого существенно снижается долговечность аккумулятора и освети тельных ламп автомобиля.
Электронные регуляторы напряжения бортовой сети типа Я112 , которые в народе называют «шоколадка». Недостатки этого регулятора известны всем — низкая надежность, обусловленная низким коммутационным током 5А и местом установки прямо на генераторе, что ведет к перегреву регулятора и выходу его из строя. Точность поддержания напряжения остается, несмотря на электронную схему, очень низкой и составляет 5% от номинального напряжения.
Вот поэтому я решил сделать устройство, которое свободно от вышеизложенных недостатков. Регулятор прост в настройке, точность поддержания напряжения составляет 1% от номинального напряжения. Схема, приведенная на рис.1 прошла испытания на многих автомобилях, в том числе и грузовых в течение 2-х лет и показала очень хорошие результаты.
Рис.1.
Принцип работы
При включении замка зажигания напряжение +12В подается на схему электронного регулятора. Если напряжение, поступающее на стабилитрон VD1 с делителя напряжения R1R2 недостаточно для его пробоя, то транзисторы VT1, VT2 находятся в закрытом состоянии, а VT3 — в открытом. Через обмотку возбуждения протекает максимальный ток, выходное напряжение генератора начинает расти и при достижении 13,5 — 14,2В возникает пробой стабилитрона.
Благодаря этому открываются транзисторы VT1, VT2, соответственно транзистор VT3 закрывается, ток обмотки возбуждения уменьшается и снижается выходное напряжение генератора. Снижения выходного напряжения примерно на 0,05 — 0,12В достаточно, чтобы стабилитрон перешел в запертое состояние, после чего транзисторы VT1, VT2 закрываются, а транзистор VT3 открывается и через обмотку возбуждения снова начинает протекать ток. Этот процесс непрерывно повторяется с частотой 200 — 300 Гц, которая определяется инерционностью магнитного потока.
Конструкция
При изготовлении электронного регулятора, следует обратить особое внимание на отвод тепла от транзистора VT3. На этом транзисторе, работающем в ключевом режиме, 1ем не менее выделяется значительная мощность, поэтому его следует монтировать на радиаторе. Остальные детали можно разместить на печатной плате, прикрепленной к радиатору.
Таким образом, получается очень компактная конструкция. Резистор R6 должен быть мощностью не менее 2Вт. Диод VD2 должен иметь прямой ток около 2А и обратное напряжение не менее 400В, лучше всего подходит КД202Ж, но возможны и другие варианты. Транзисторы желательно применить те, которые указаны на принципиальной схеме, особенно VT3. Транзистор VT2 можно заменить на КТ814 с любыми буквенными индексами. Стабилитрон VD1 желательно установить серии КС с напряжением стабилизации 5,6-9В, (типа КС156А, КС358А, КС172А), при этом увеличится точность поддержания напряжения.
Настройка
Правильно собранный регулятор напряжения не нуждается в особой настройке и обеспечивает стабильность напряжения бортовой сети примерно 0,1 — 0,12В, при изменении числа оборотов двигателя от 800 до 5500 об/мин. Проще всего настройку производить на стенде, состоящем из регулируемого блока питания 0 — 17В и лампочки накаливания 12В 5-10Вт. Плюсовой выход блока питания подключают к клемме “+” регулятора, минусовой выход блока питания подключают к клемме «Общ”, а лампочку накаливания подключают к клемме «Ш» и клемме «Общ” регулятора.
Настройка сводится к подбору резистора R2, который изменяют в пределах 1-5 кОм, и добиваются порога срабатывания на уровне 14,2В. Это и есть поддерживаемое напряжение бортовой сети. Увеличивать его выше 14,5В нельзя, поскольку при этом резко сократится ресурс аккумуляторов.
Появление
полупроводниковых приборов, способных
при работе в ключевом режиме коммутировать
большие мощности, привело к использованию
для регулирования напряжения авиационных
генераторов транзисторных и тиристорных
регуляторов. Регулирование напряжения
осуществляется путем изменения среднего
тока возбуждения. В большинстве схем
регуляторов напряжения на транзисторах
принципиальная схема оконечного каскада
имеет вид, представленный на рис. 4.3.а).
Рис.
4.3. а) Схема включения электронного
регулятора;
б) форма управляющего
сигнала и среднего тока в ОВГ.
Схемы
регуляторов отличаются друг от друга
схемами управления импульсным элементом,
роль которого выполняет мощный
транзистор,
включенный последовательно с обмоткой
возбуждения и работающий в режиме ключа.
Когда
транзистор находится в закрытом
состоянии, можно считать, что сопротивление
цепи эмиттер – коллектор весьма велико
– «ключ закрыт». Если транзистор работает
в режиме насыщения (находится в открытом
состоянии)- «ключ открыт», то сопротивление
весьма мало.
. Схема управления вырабатывает импульсы
прямоугольной формы (рис.
4.3.б). При подаче прямоугольного импульса
со схемы управления транзистор открывается
и через обмотку возбуждения генератора
начинает протекать ток. Но так как
обмотка возбуждения представляет собой
индуктивность, то нарастание тока в ней
будет носить экспоненциальный характер.
При прекращении воздействия импульса
ток возбуждения также будет убывать не
мгновенно, а по экспоненте, т.е. при
открытом транзисторе в полюсах генератора
накапливается магнитная энергия, а в
паузе тока управления, ток в обмотке
возбуждения продолжает идти за счет
накопленной энергии в магнитном поле.
Средний ток регулируется изменением
скважности импульсов. При
отклонении напряжения генератора от
заданного значения, например, при его
увеличении длительность импульса, а
соответственно и время нахождения
транзистора в открытом состоянии
уменьшается, что приводит к снижению
среднего значения тока возбуждения
возбудителя генератора, и напряжение
генератора возвращается к прежнему
значению. При снижении напряжения
генератора время нахождения транзистора
в открытом состоянии увеличивается,
средний ток возбуждения возбудителя
и, следовательно, напряжение генератора
увеличиваются.
Таким
образом, уменьшение скважности ведет
к увеличению среднего тока, и наоборот.
Электронная комплектация ЭРН позволяет
расширить функции регулятора, так,
например, на самолете Л410 он защищает
сеть от повышения напряжения генератора
и ограничивает максимальный ток
генератора при запуске двигателя.
УПРАВЛЕНИЕ И
ЗАЩИТА ГЕНЕРАТОРОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА
К
операциям управления относятся:
дистанционное включение и отключение
генераторов; автоматическое включение
генераторов на нагрузку при правильной
полярности и определенном соотношении
напряжений генераторов и бортсети.
Подключение генераторов к бортсети
контролируется автоматически.
В
процессе эксплуатации возможны случаи
отказов элементов систем генерирования,
приводящих к нарушению нормальной
работы СЭС. В целях предупреждения
возможных тяжелых последствий, к которым
могут привести ненормальные режимы,
применяют различные виды защиты. В СЭС
постоянного тока применяют защиты от
понижения и повышения напряжения,
включения генератора с неправильной
полярностью и от коротких замыканий.
Операции
управления и защиты от понижения
напряжения (от обратных токов) и от
включения генератора с неправильной
полярностью выполняются комплексным
аппаратом – дифференциально-минимальным
реле. Защита от повышения напряжения
осуществляется с помощью автоматов
защиты от перенапряжения.
В этой статье будет рассмотрена схема электронного регулятора переменного напряжения (автотрансформатор), а так же описание его построения. Схема достаточно сложная но повторяемая, собрав такой регулятор напряжения, вы пополните свою коллекцию действительно нужным и не заменимым прибором. В конце статье есть файлы для загрузки, с печатной платой.
Лабораторный автотрансформатор практически незаменим для ремонта и наладки электронной аппаратуры. Однако наличие гальванической связи с сетью повышает риск поражения электрическим током или выхода из строя измерительной аппаратуры, используемой при настройке. Предлагаемый электронный регулятор позволяет минимизировать эти риски и сделать процесс налаживания устройств более безопасным и удобным.
Электронный регулятор позволяет изменять напряжение на нагрузке в диапазоне от 0 до 255В с шагом в 1В. Напряжение на нагрузке измеряется с разрешением 0,1В и выводится на семисегментные индикаторы. Максимальный ток в нагрузке ограничивается применяемым силовым трансформатором и сечением проводов его обмоток, в данном случае он равен 3А.
Электрические принципиальные схемы платы управления регулятора напряжения и силовой части регулятора представлены ниже.
Регулирование напряжения осуществляется за счёт коммутации вторичных обмоток трансформаторов Т1 и Т2 с помощью реле К1…К8. Напряжение на обмотке II трансформатора Т1 равно 1В, на каждой последующей обмотке значения напряжения удваиваются, достигая значения 128В на обмотке III трансформатора Т2, иными словами, уровни напряжений представляют собой ряд последовательных степеней числа «2» — двоичный ряд. Микроконтроллер DD1 подаёт двоичный код, соответствующий требуемому выходному напряжению, на ключи VT6…VT13, которые управляют реле К1…К8. Младший разряд числа соответствует реле К1, старший — К8. Допустим, необходимо получить на выходе напряжение, равное 173В. Число 173 в двоичном коде представляется как 10101101, таким образом, будут включены реле К8, К6, К4, К3, К1, которые скоммутируют обмотки с напряжениями 128В, 32В, 8В, 4В, 1В последовательно друг с другом, что в сумме составит как раз 173В.
Установка выходного напряжения осуществляется кнопками SB1…SB6. После включения регулятора в ячейке памяти, где хранится значение установленного напряжения, заносится 0. Функциональное назначение кнопок следующее:
SB1 — увеличение выходного напряжения на 1В;
SB2 — уменьшение выходного напряжения на 1В;
SB3 — увеличение выходного напряжения на 10В;
SB4 — уменьшение выходного напряжения на 10В;
SB5 — увеличение выходного напряжения на 100В;
SB6 — уменьшение выходного напряжения на 100В;
Перед установкой нового кода напряжения реле К1…К8 отключаются на время около 16мс. Несмотря на то, что время выключения реле, как правило, в 2 раза меньше времени включения, при размыкании контактов под нагрузкой возникает дуга, за счёт которой время полного отключения нагрузки увеличивается, а такой эффект может привести к броску напряжения на нагрузке в момент смены кода.
Подключением/отключением нагрузки к регулятору управляет МК DD1 при помощи кнопки SB7, ключей VT14…VT16 и реле К9, начальное состояние – отключено, включенное состояние индицируется светодиодом HL2. Ключи VT14…VT16 управляются двумя линиями порта МК DD1 – PC5, активный уровень «0», и PC6, активный уровень «1». Такое управление уменьшает вероятность непроизвольного срабатывания реле в момент включения/отключения регулятора или сброса контроллера.
Элементы C2 и R4 необходимы для гашения дуги между контактами реле при отключении нагрузки, имеющей индуктивный характер. Кроме этого, они способствуют уменьшению пускового тока устройств, содержащих выпрямители (импульсные БП), за счёт частичного предварительного заряда сглаживающего конденсатора последних, что предотвращает залипание контактов реле К9 в момент включения.
Выпрямление выходного напряжения для последующего измерения осуществляется с помощью элементов DA1, R1…R4, R6…R9, VD2,VD12, C3, C6, C8 на плате реле. Резисторы R1…R4 образуют делитель напряжения, диод VD2 шунтирует отрицательную полуволну напряжения, конденсатор C3 — фильтрующий. Однополярное включение ОУ DA1 не позволяет в отсутствие сигнала на входе получить нулевое напряжение на выходе. Для решения этой проблемы в цепь ООС DA1 включен диод VD12, напряжение падения на котором больше, чем минимальное напряжение на выходе 1 DA1. Конденсатор C8 интегрирует положительные полуволны напряжения, резистор R8 развязывает выход ОУ от ёмкостной нагрузки, а конденсатор C6 обеспечивает высокочастотное шунтирование.
Для проведения измерений применяется метод преобразования напряжения в частоту, внутренний АЦП МК DD1 не применяется. Измерительная часть состоит из интегратора, собранного на элементах DA1, R3, R4, C8, VT1, компаратора DA3 и работает следующим образом. В момент запуска преобразования микроконтроллер DD1 закрывает транзистор VT1. Одновременно с этим программа разрешает работу счетного регистра TCNT1 от тактовой частоты контроллера, деленной на 8, что составляет 1 МГц. Элементы DA1, R3, R4, образующие источник стабильного тока, заряжают конденсатор C8. Компаратор DA3 сравнивает линейно нарастающее напряжение на выв. 2 с измеряемым напряжением на выв.3, и, как только нарастающее напряжение станет больше измеряемого, на выв.1 DA2 установится низкий логический уровень. Спадающий фронт на выв. 20 контроллера DD1 приведет к записи в регистр захвата ICR1 содержимого счетного регистра TCNT1, запрос на прерывание по событию «захват» и вызов подпрограммы обработки прерывания. Подпрограмма открывает транзистор VT1, разряжая конденсатор C8, преобразует насчитанное счётчиком значение (количество подсчитанных тактов пропорционально измеряемому напряжению) в десятичную форму и выводит это значение на индикатор HL1.
Стабилитрон VD1 обеспечивает ограничение напряжения на выв. 3 относительно линейно нарастающего напряжения на выв. 2 компаратора DA3, гарантируя спадающий фронт на выв. 20 DD1, а значит, прерывание по событию «захват». Это ограничение необходимо в ситуации, когда измеряемое напряжение превышает установленное программой максимальное значение, в данном случае 499,9В. Превышение измеряемого напряжения 499,9 В приведёт к мерцанию индикатора с частотой 1 Гц и отображению числа «4999».
Если на выв. 3 компаратора DA4 присутствует нулевое значение напряжения, то отрицательного перепада на выв. 20 DD1 не произойдёт, поскольку уровень напряжения на выв. 2 будет заведомо больше. В этом случае произойдёт переполнение счётчика TCNT1, и будет вызвана подпрограмма обработки прерывания по событию «переполнение», которая выведет на индикатор значение «0.0».
Конденсатор C11 необходим для подавления выброса при переключении компаратора DA3, что приводит к преждевременному возникновению прерывания по событию «захват».
Ниже представлены схемы расположения и печатные платы блока управления и силовой части регулятора соответственно. В архиве прилагаются чертежи печатных плат в формате ACAD.
Фото готовой платы регулятора переменного напряжения:
Управляющая программа написана на ассемблере. Настройка фьюз-битов показана ниже, где галочка означает, что бит запрограммирован – равен нулю, а пустой квадрат — нет.
Программирование МК DD1 осуществляется через 10-ти контактный разъём XP1 по интерфейсу ISP, при этом на плату управления регулятора необходимо подать питание +12В. После того, как МК запрограммирован, при включении питания на индикатор HL1 в течении 1с выводится число «2816», после чего МК переходит в рабочий режим, и индицирует напряжение, измеренное на выходе. Для настройки измерительных цепей регулятора на вход «+Uвып» и «GND» от внешнего источника питания подаётся напряжение +4,500В…+4,800В, которое контролируется вольтметром. Подстройкой резистора R4 на индикаторе HL1 добиваются показаний, идентичных внешнему вольтметру. Далее внешний источник питания отсоединяется, и вход «+Uвып» платы регулятора соединяется с «GND». Возможна индикация значения, отличного от нуля, из-за задержек переключения, напряжения смещения нуля компаратора DA2 или ненулевого сопротивления сток-исток транзистора VT1. Для исключения этой погрешности предусмотрена программная компенсация измеренного напряжения.
Вход в режим коррекции осуществляется нажатием кнопки SB8. Индикатор HL1 начнёт мигать с частотой 1Гц, отображая при этом текущее измеряемое значение. В этом режиме каждое нажатие кнопки SB1 увеличивает константу, которая вычитается из измеренного значения напряжения, на единицу, а нажатие кнопки SB2 – уменьшает. Результат коррекции выводится на индикатор, позволяя осуществлять регулировку в режиме реального времени. После программирования МК в ячейках памяти EEPROM по всем адресам находятся значения, равные 0хFF, поэтому при первом запуске режима коррекции ячейку, в которой содержится константа, следует обнулить, нажав кнопку SB4. После нажатия на индикаторе появится значение измеряемого напряжения.
Выход из режима коррекции происходит при повторном нажатии кнопки SB8, при этом значение константы записывается в энергонезависимую память МК DD1. После этого на регулятор вновь подаётся напряжение +4,500В…+4,800В, и дополнительной подстройкой резистора R4 добиваются нужных показаний измеряемого напряжения.
Окончательная настройка сводится к установке индицируемого напряжения на индикаторе HL1 в соответствии с переменным напряжением на выходе регулятора, которое контролируется внешним вольтметром. Установка измеряемого напряжения устанавливается резистором R3 на плате реле, при этом на выходе устанавливается максимальный уровень в 255В.
Допустимая мощность нагрузки регулятора полностью зависит от характеристик трансформаторов Т1 и Т2 и реле К1…К9. Использовать 2 трансформатора не обязательно, будет достаточно и одного, но из-за большого количества витков во вторичных обмотках разместить их на одном магнитопроводе будет затруднительно.
Оба трансформатора намотаны на тороидальных сердечниках, поскольку тороидальные трансформаторы обладают более низким током покоя, практически бесшумны при работе, имеют меньший вес и габариты, чем трансформаторы, намотанные на «П» и «Ш» -образных сердечниках.
Все обмотки намотаны проводом диаметром 1,06мм, типоразмер сердечника – D=117мм, d=58мм, h=55мм. Количество витков указано в таблице ниже.
Если регулятор предполагается использовать для питания низковольтных, но потребляющих значительный ток устройств, обмотки от 1В до 16В имеет смысл мотать проводом большего сечения, нежели остальные.
Острые края тора, во избежание прокалывания изоляции у провода во время намотки, необходимо скруглить шлифмашиной или напильником, после чего наклеить на торцы шайбы из плотного картона, имеющие больший внешний диаметр, и меньше внутренний, чем у тора, на 5-7 мм. После этого тор обматывается лакотканью или киперной лентой, но если их не окажется под рукой, можно воспользоваться узким бумажным малярным скотчем.
Отводы от обмоток трансформатора лучше всего делать из гибкого и разноцветного многожильного провода, одножильный может сломаться из-за частых перегибов во время намотки, а разные цвета у обмоток помогут быстрее разобраться, какое напряжение у последних. Чтобы не перепутать фазировку при окончательном монтаже устройства, желательно сразу отмечать начало и конец обмоток. Сами обмотки пропитываются шеллаком, слои изолируется друг от друга.
Крепёжные элементы для тороидов показаны ниже, прижимная шайба изготовлена из стеклотекстолита толщиной 3мм.
В качестве прокладки между трансформаторами и корпусом регулятора используются полиуретановые мебельные подпятники.
Микроконтроллер DD1 ATmega16L можно заменить на ATmega16, резисторные сборки DR2, DR3 заменить обычными резисторами, объединив 8 выводов в один и подключив к цепи +5В. Сборка DR1 представляет собой 8 отдельных чип резисторов типоразмера 1206. Стабилизатор DA1 LM7812CV установлен на алюминиевой пластине размером 100х45 мм и толщиной 5 мм. Номиналы дугогасящей цепочки C2, R4, в зависимости от типа нагрузки, могут отличаться от указанных на схеме, возможно, их придётся пересчитать под собственные нужды. От этой цепочки можно отказаться, если вместо реле К9 использовать реле с дугогасительным магнитом.
Корпус регулятора собран из алюминиевых пластин толщиной 2мм скреплённых между собой алюминиевым уголком 15х15мм.