Плавное включение и выключение света в салоне. Плавное выключение света в салоне авто

Windows 7

Плавное включение и выключение света в салоне. Плавное выключение света в салоне авто

Плавное изменение салонного света можно встретить так часто. Предлагаемая схема добавит в Вашу машину подобную опцию.

При открытии двери лампы будут зажжены на полную яркость в течение ~0.5 сек. После закрытия дверей лампы продолжат гореть в течение ~10 сек., за тем плавно за 2 сек. гаснут. Лампы начнут гаснуть сразу, если на момент закрытия дверей будет включено зажигание, либо оно (зажигание) было включено во время 10 сек. выдержки с момента закрытия дверей.

Реле выполнено на базе микроконтроллера PIC12F629. Схема представлена на рис.1.

Рис. 1 Схема

При замыкании концевика двери (R1) на землю на входе микроконтроллера GP1 будет установлен логический 0, после чего на выходе GP0 начнет формироваться ШИМ сигнал с плавным увеличением длительности. После достижения максимальной длительности на выходе GP0 будет установлена постоянная логическая 1. При размыкании концевика (отключении от земли) на входе GP1 установиться 1, на выходе GP0 начнет формироваться ШИМ с плавным уменьшением длительности с последующей установкой постоянного логического 0. Если при размыкании концевика на входе «к зажиганию» не будет подано 12В, то перед выключением будет выдержана пауза в 10 сек., если будет, то гашение ламп начнется немедленно.

Делитель R2 R4 служит для снижения 12В до рабочего напряжения микроконтроллера (5В), VD1 для защиты входа микроконтроллера от случайного подключения концевиков к 12В.

Детали: DD1 – PIC12F629, VT1 – IRF640 (он здесь избыточно мощный, можно использовать менее мощные аналоги, у меня он просто был под руками), R1 и R3 – 510, R2 – 5.1k, R4 – 3.6k, C1 – 0.1uF, C2 – 10uF 16V, C3 – 10uF 25V, C4 и C5 – 20p, ZQ1 – 20MHz, DA1 – LM7805, VD1 – на 5.1V.

Размер печатной платы 23х23 (см. рис.2) позволяет её разместить в корпусе автомобильного реле (см. рис.3).


Рис.2 Печатная плата


Рис.3 Реле

Графики изменения светимости:


Рис.4 Графики

В архиве схема, плата в и прошивка SalonLampControl.

Подключение реле скорее всего потребует некоторого изменения штатной проводки, так необходимо будет разорвать прямые соединения ламп и концевиков, свести на один провод все концевики, а другой все лампы и подключить к реле, так же необходимо подвести провод от замка зажигания, на который подается 12В после включения. Исключением является то, что если в Вашей машине уже используется реле-контроллер салонного света (без плавного гашения конечно), тогда достаточно просто повторить функционал выводов штатного реле (если это возможно).

PS. В моем случае после установки реле на машину выявилась некорректная работа сигнализации, при постанове на охрану она ругалась, что открыты двери. Оказалось, что она воспринимает 5В, которые присутствуют на R1, при разомкнутых концевиках как «открытую дверь», пришлось подтянуть R1 к 12В через 10к (свободный конец, к которому подключаются концевики).

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
DD1 МК PIC 8-бит

PIC12F629

1 В блокнот

VT1 MOSFET-транзистор

IRF640

1 В блокнот

DA1 Линейный регулятор

LM7805CT

1 В блокнот

VD1 Стабилитрон

КС407Г

1 В блокнот

C1 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот

C2 10мкФ 16В 1 В блокнот

C3 Электролитический конденсатор 10мкФ 25В 1 В блокнот

C4, C5 Конденсатор 20 пФ 1 В блокнот

R1, R3 Резистор

510 Ом

2 2 Ватт В блокнот

R2 Резистор

5.1 кОм

1 2 Ватт

Сегодня мы расскажем, как своими руками сделать универсальную схему плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.

Ранее я публиковал , но некоторым автомобилистам она может показаться слишком сложной для повторения. Я решил опубликовать самую простую схему задержки выключения и плавного гашения света на конденсаторе
и нескольких вспомогательных элементах. Эта подойдет для любого автомобиля, вне зависимости от производителя. Все что вам потребуется, это припаять схему параллельно клемам подключения вашего салонного фонаря.
Давайте рассмотрим как действует схема. Верхний на схеме диод защищает схему от переполюсовки и препятствует обратному ходу тока. То есть предотвращает разрядку конденсатора на других потребителей кроме лампы салона. В некоторых параллельно лампе салона установлена лампа освещения багажника. Чем больше потребителей, тем большую емкость конденсатора придется задействовать для организации плавного тушения света.
Далее, ток поступает непосредственно на лампу и на номиналом несколько Ом (на схеме указан 1 Ом). Его функция заключается в ограничении тока зарядки конденсатора.
При подключении разряженного конденсатора к бортовой сети автомобиля будет наблюдаться большой импульс тока, так как в разряженном виде конденсатор представляет собой КЗ, что может вывести из строя предохранитель отвечающий
за цепь освещения салона. Через этот резистор происходит заряд конденсатора и накопление в нем энергии, которая при отключении освещения (на схему перестанет поступать напряжение от борт сети) начнет отдавать запасенную энергию через резистор и параллельно ему подключенный диод к нашей лампочке.
По мере разряда конденсатора напряжение на лампе будет падать и будет создаваться визуальный эффект плавного отключения освещения салона. Время задержки выключения подсветки определяется емкостью конденсатора, чем выше емкость, тем больше задержка.

Следует отметить, что в случае применения в осветителе не ламп накаливания, а светодиодных лампочек потребуется меньшая емкость конденсатора и резистор осуществляющий «дотушивание»
. Это вызвано тем, что ток потребляемый при снижении напряжения (на конденсаторе) не линеен и сильно падает при снижении напряжения до 7-8 вольт.
Без дотушивающего резистора вы увидите плавное тушение до определенного предела, а после лампа будет еще минуту светиться в 10% яркости.

Радиолюбителю Автолюбителю

Плавное выключение света в салоне автомобиля

Во многих иностранных автомобилях есть функция плавного выключения света в салоне. Мне тоже захотелось иметь в своём автомобиле такое удобство. Для этого я собрал устройство на двух транзисторах, трёх резисторах, одном диоде и оксидном конденсаторе. Его схема приведена на рис. 1.

В момент размыкания штатного дверного конечного выключателя SF1 автомобиля при закрывании дверей конденсатор С1 разряжен, поэтому по цепи +12 В, лампа салона EL1, C1, R1, эмиттерные переходы транзисторов VT1, VT2 и общий провод начинает протекать ток. Транзисторы VT1, VT2 открываются. За счёт действия ООС по напряжению, образованной цепью R1C1, на транзисторах устанавливается напряжение 1,4…1,5 В, равное суммарному на их эмиттерных переходах (конденсатор С1 разряжен, а сопротивление резистора R1 мало). На лампе EL1 удерживается напряжение бортовой сети (+12 В) за вычетом указанного падения напряжения на транзисторах. Лампа ярко светит.

Конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток через него уменьшаться. Это приводит к уменьшению базовых и коллекторных токов транзисторов VT1, VT2. Ток через лампу EL1 и напряжение на ней падают, и она плавно гаснет. Время полного выключения зависит от мощности лампы EL1, ёмкости конденсатора С1, сопротивления резисторов и коэффициентов передачи токатранзисторов VT1, VT2. В авторском варианте оно примерно равно 5 с. Для быстрой разрядки конденсатора при открывании любой двери установлен диод VD1.

В устройстве можно применить транзисторы средней (VT1) и большой (VT2) мощности любого типа. В случае применения транзисторов структуры p-n-p необходимо изменить полярность подключения конденсатора С1 и полярность подключения устройства к штатному выключателю SF1 автомобиля. При сборке конструкции я применил навесной монтаж элементов, разместив транзисторы на небольшом теплоотводе (рис. 2). Поскольку транзисторы находятся в активном режиме короткое время (5с), установка их на теплоотвод не обязательна.

Правильно собранное устройство не требует налаживания. При необходимости изменить время выключения света в салоне следует подобрать ёмкость конденсатора С1. Чем она больше, тем больше задержка выключения света, и наоборот. Установить собранное устройство можно в любом удобном месте, я разместил его в центральной стойке автомобиля, рядом с выключателем освещения. Благодаря малому току потребления в выключенном состоянии оно не влияет на работу охранной сигнализации, также подключённой к дверным выключателям.

Плавное выключение света в салоне своими руками

Во многих машинах до сих пор отсутствует плавное выключение света в салоне
.Хотя во многих случаях это было бы неплохой помощью когда вы выходите из автомобиля и требуется хоть немного света.

Если в двух словах.То схема плавного выключения
когда вы закрываете дверь, то свет начинает медленно гаснуть.

Когда дверь закрыта выключатель SА1 разомкнут, транзисторы VT1 и VT2 закрыты и лампа не светится. Если дверь открыть транзисторы откроются и свет в салоне загорится в полный накал. Одновременно будет заряжен конденсатор С1. Теперь если дверь закрыть SА1 разомкнется и свет начнет плавно гаснуть по мере разряда С1.

Схема устройства


Питается схема конечно же от бортовой сети в 12 Вольт.

Параллельно выключателю SА1 можно подключить сколько угодно выключателей, например на все двери. При этом свет будет реагировать на открытие и закрытие любой двери. В качестве SA1 могут быть использованы штатные выключатели, вмонтированные в двери.

Печатная плата плавного выключения света в салоне

Если на Вашем автомобиле установлена охранная сигнализация
, которая использует эти выключатели в качестве датчиков то
в разрыв между R5 и зажимом 1 надо включить диод FR107
анодом к резистору.

Транзистор VT2 надо установить на совсем маленький радиатор площадью 4-6 см
2 , тепло на нем выделяется только во время снижения яркости лампы.

Резистором R3 добиваются оптимальной скорости затухания лампы. Если предел регулировки будет недостаточным то можно попробовать подобрать резистор R6 в пределах 270 – 430 Ом. Печатную плату прибора удобно разместить под лафоном лампы освещения салон

Многим нравится плавное гашение света в салоне , однако далеко не все авто обладают такой функцией. В этой статье я расскажу как собрать схему для плавного выключения света в салоне с задержкой в 3 секунды
. Схема создавалась для автомобиля Daewoo Lanos, цвета клемной колодки указанны именно для этой модели.

Параллельно с добавлением функции плавного отключения, было решено заменить штатную лампочку освещения салона на её светодиодный китайский аналог выделяющий гораздо меньше тепла, которое, как видно на фото, «крошит» пластик плафона.

Схема плавного отключения освещения салона Daewoo Lanos с задержкой

Схема проста и особых пояснений не требует. На первом транзисторе организована задержка отключения. В качестве время-задающей цепи служит конденсатор и параллельно включенный резистор номиналом 1М, чем выше емкость конденсатора и номинал резистора тем дольше задержка отключения лампочки. При подключении вывода «переключатель» к земляному проводу при помощи «ползункового» переключателя происходит мгновенный заряд емкости конденсатора через резистор номиналом 5 (кОм). Диод после резистора установлен не случайно. При открытии дверей на серый провод клемной колодки подается земля, а (как выяснилось в результате экспериментов) при закрытии двери земля не только пропадает, а на смену ей приходит +12 вольт.
Именно с целью блокировки последующего положительного потенциала, мгновенно разряжающего емкость конденсатора, в схему был добавлен диод. Второй транзистор (кт819) выполняет роль усилителя. Резистор в его базе 1 (кОм) определяет яркость свечения, при применении обычных ламп накаливания возможно потребуется снизить его значение до 300-500 Ом а так же увеличить емкость время-задающего конденсатора. Обратите внимание на резистор подключенный параллельно нагрузке, в случае применения светодиодных ламп он необходим для «дотушивания» освещения. Это обусловлено тем, что при снижении напряжения на клемах лампы до 7-8 Вольт, резко падает потребляемый ток и лампа еще долгое время светится в 10% накала.

Оцените статью
Добавить комментарий

девятнадцать − семь =